3 секрета исполнительского мастерства

На что обратить внимание в первую очередь

Начинающие музыканты имеют недостаточный уровень исполнительского мастерства и хотят его улучшить. Существует множество методик и способов для повышения качества исполнения. Основная идея везде одинакова: заниматься больше, лучше и интенсивнее. Не подвергая сомнению этот принцип, хотим обозначить 3 важных момента, которые позволят музыкантам прогрессировать быстрее, и выведут их исполнительское мастерство на новый уровень. Эти простые и очевидные вещи лежат на поверхности, но многие их недооценивают или игнорируют.

Итак, на что нужно обратить внимание в первую очередь?

1. Ритм

Основная проблема многих музыкантов - плохое владение ритмом. Еще со времен "русского рока" повелось, что главное это "душа", "надрыв", "классный текст", а потом уже все остальное. А ритм в самую последнюю очередь.

Музыканты уделяют недостаточно внимания ритму при регулярных занятиях. Это ведет к тому, что даже весьма техничные исполнители не умеют играть в метроном, или "плавают" в ритмической сетке. Не говоря уже о сложных синкопах, сбивках, изменениях размера.

Послушайте песню "Мы разбиваемся" певицы Земфиры - как ритмически точно она поет фразу "вздох сожаления". Повторите вместе с ней (видео начнется с нужного места). В данном примере также присутствует элемент подачи, о которой рассказывается ниже.

Западная школа исполнительского мастерства начинается именно с ритма. Гаммы играются в метроном для достижения ровности, чувства такта. Любые простейшие проходы (licks) должны быть отрепетированы под клик на различных скоростях, в сильную и слабую доли.

Существует расхожее заблуждение, что занятия в метроном убивают "кач". Это в корне неверное утверждение. Способность "качать" и "ровность" это параллельные понятия, а не взаимоисключающие. Путать их нельзя.

Занятия ритмом - крайне важная часть развития исполнительского мастерства. Помните: имея отличную технику игры, но посредственное владение ритмом, вы будете смотреться хуже, чем ваш коллега со средней техникой, но играющий ровно и правильно. Еще В.И. Ульянов-Ленин говорил: "Лучше меньше, да лучше". Руководствуйтесь этим правилом. В любой партии лучше сыграть 3 ноты хорошо, чем 33, но плохо. Сказанное применимо и к вокалистам.

Уделяйте повышенное внимание ритму, и ваше исполнительское мастерство начнет быстро улучшаться.

2. Опорные и проходные ноты

Еще один распространенный недостаток: вокалисты уделяют большое внимание точности опорных нот, при этом забывая про проходные ноты. Секрет же состоит в том, что чистота проходных нот важнее, чем опорных.

Почему? Дело в том, что опорные ноты обычно длинные, четкие, и человеческий мозг успевает осознать и "скорректировать" услышанную ноту. Соотнести ее с тоникой, понять чистоту интервала.

С проходными нотами совсем другая история. Они сменяются быстро, и мозг слушателя не успевает вычленить каждую из них. Нечеткие проходные ноты создают грязь в вокальной партии. Получается, что вокалист красиво и чисто пропел опорные ноты, но общее впечатление от исполнения неидеальное. И наоборот, чистота проходных нот создает "фирменность" звучания, восприятие такой партии слушателем будет куда лучше.

Отрабатывайте проходные ноты так же, как и опорные. И ваше исполнительское мастерство повысится.

3. Подача

Одну и ту же песню можно исполнить по-разному. Сделать ее заунывно-вялой, или наоборот огненно-бодрой. Вспомните песню Chandelier певицы Sia: в припеве она чуть ли не "отодвигает" слушателя своим голосом. Sia славится мощнейшей подачей.

Подача материала - это смесь интонации и тех эмоций, которые вы хотите передать слушателю. Любая песня это история, которую рассказывает исполнитель. История может быть монотонной и неинтересной, а может приковывать внимание людей. За это отвечает подача.

Подача - это не громкость или способность петь высоко. Nick Cave или Tom Waits обладают сильнейшей подачей, имея негромкие низкие голоса. Послушайте как Кейв исполняет "Higgs Boson Blues":

Необходимо анализировать ваше исполнение на предмет подачи. Запишите себя на диктофон и постарайтесь понять как сделать его более интересным. Какие слова, фразы, междометия необходимо выделить, а какие наоборот прибрать. Где проходит разграничение фраз и смысловых кусков песни. Как они перетекают один в другой и как должны быть связаны.

Если вы записываете материал с продюсером, то он отследит недостатки вашей подачи. Либо вам придется сделать это самостоятельно уже после записи - ведь слушать и анализировать себя в процессе исполнения невозможно.

Для повышения исполнительского уровня вам необходимо развивать подачу. Прослушайте своих любимых музыкантов и обратите внимание как они подают свой материал. Учитесь на достойных примерах и улучшайте собственные способности.

Помните, грамотная подача материала повысит ваше исполнительское мастерство и выделит на фоне других музыкантов.

Понравилась статья? У нас есть еще много интересного

Поделиться: