Как записать хороший альбом или зачем нужен продюсер

Пособие для музыкантов

Вы музыкант. Автор-исполнитель, участник коллектива или группы. Вы пишите песни. Материал накапливается, и в какой-то момент вы понимаете: пришло время выпустить сингл, EP или полноценный альбом. Вы молодец и на правильном пути.

Ежедневно в мире издается огромное количество песен, синглов и альбомов. Наверняка вы обращали внимание, что одни альбомы крепко сделаны, звучат целостно, их слушать интересно. А бывают альбомы, когда и материал неплох, и музыканты умеют играть, и записано все на хорошей студии, но результат так себе... Нет радости, нет кайфа, нет «кача», нет целостности. Почему так происходит, и как сделать чтобы ваш альбом попал в первую категорию, а не во вторую? Как записать хороший альбом?

Создание музыки это творческий процесс, но он подчиняется определенным правилам. Чтобы писать хорошие песни вы должны знать гармонию, композицию, разбираться в аранжировках, уметь играть и петь. Писать музыку без этих знаний можно, но вряд ли стоит рассчитывать на хороший результат. Перечисленные умения это база, на которой строится грамотная музыка.

Свои правила есть и для создания хорошего альбома. Вот эти правила:

1. Вам нужен продюсер

В нашей стране слабо развита тематика продюсерства при создании музыки. В понимании многих продюсер это человек, который «раскручивает» исполнителей, вкладывает деньги в музыкантов, делает их известными. Это не совсем так.

Основная задача продюсера иная: он делает из вашего творчества продукт. По сути продюсер это музыкальный менеджер, который рассматривает ваш альбом как бизнес-кейс. Важно понимать, что речь идет не о том, чтобы сделать звучание ваших песен максимально «коммерческим» для получения денежной выгоды (хотя и такое возможно). В данном случае продюсер нужен для «взгляда со стороны», чтобы понять, оценить, и исправить слабые места альбома на начальном этапе записи или перед ней. Чтобы согласовать с музыкантами концепцию альбома, его «стержень», показать им видение готового продукта и его направленность. Чтобы контролировать воплощение этой концепции в жизнь и получить заведомо понятный результат.

Где найти хорошего продюсера и кто это должен (и не должен) быть?

Часто в качестве продюсера выступает или сам музыкант, или директор коллектива, или знакомый звукорежиссер, которому дается «карт-бланш» для создания нужного саунда. Почему все эти подходы не годятся? Рассмотрим каждый случай подробно:

Продюсер — сам музыкант

Когда вы пишите песни, у вас в голове уже есть некое видение готовой композиции. Но т.к. у вас богатое воображение (еще бы, вы же пишите песни), это видение всегда лучше, чем есть на самом деле. В вашей голове звучит множество дополнительных инструментов, которые вы еще не осознаете. Исполнительское мастерство музыкантов из вашей головы идеальное. Возможно все это сопровождается каким-то видеорядом или эмоциональными переживаниями, доступными только вам. Но когда вы начинаете воплощать произведение, записывать его для прослушивания другими людьми, подобные моменты не удается воссоздать в полном объеме. Тем не менее, ваш мозг по инерции сопоставляет записанное с тем, что звучит в голове, зачастую с поправкой в лучшую сторону. Многие музыканты настолько «замыливают» свой мозг собственным материалом, что совершенно не замечают очевидные недостатки, которые несложно исправить. Но чтобы их услышать, отловить и убрать нужен человек со стороны — продюсер.

Продюсер — директор группы

Тоже распространенный случай, который имеет схожие недостатки. Хоть директор и не является действующим музыкантом, и может претендовать на «взгляд со стороны», это человек, проводящий с группой много времени, который так же «заглушен» материалом, и может точно так же пропустить мелочи и недочеты. К тому же директор группы занимается организационно-хозяйственными вопросами, и не имеет специальных знаний, необходимых для создания грамотного музыкального продукта.

Продюсер — звукорежиссер

Еще один распространенный случай, который имеет свои плюсы и минусы. Безусловным плюсом звукорежиссера является то, что он разбирается в звучании, знает каким должен быть звук, понимает все тонкости создания музыки. Однако основная работа звукорежиссера это именно запись, техническая сторона вопроса. Музыканты жалуются, что звукоинженеры «загружают» их непонятными терминами, не могут объяснить простым языком что требуется в процессе записи. Если вы не знаете технических тонкостей, разобраться в сказанном будет непросто. Звукорежиссеру очевидно что идет не так, но объяснить это музыкантам на понятном языке он не может. Зато это может сделать продюсер, который понимает что хочет звукорежиссер, и знает как донести эту информацию до музыканта. Чтобы тот понял с первого раза. Ну хорошо, пускай со второго.

Частый вопрос: должен ли продюсер быть приверженцем конкретного стиля музыки? Например, если группа играет фолк-рок нужно ли искать продюсера, который любит фолк и уже работает с подобными музыкантами? Ответ нет. Задача продюсера не влиять на стилистику, а направлять музыкантов в нужное русло. Гениальный Рик Рубин продюсировал альбомы хип-хоп исполнителей Beastie Boys и Run DMC, «металлистов» System of a Down и Slipknot, рокеров Red Hot Chilie Peppers, а также кантри-группу Dixie Chicks. И с каждым из исполнителей добивался отличного результата.

Подытоживая этот пункт, если вы хотите записать действительно хороший альбом — найдите продюсера. Этот человек сделает вашу запись лучше, выведет ее на новый качественный уровнь. Не знаете откуда начать поиск? Обратитесь к нам на студию «Башня», мы порекомендуем грамотных продюсеров.

2. Вам нужны деньги

Чтобы выпустить хороший альбом или сингл вам будут нужны деньги. Запись в хорошей студии стоит недешево. Вам также нужно будет платить продюсеру, вам нужно будет платить за сведение, за мастеринг и за пост-продакшн. Поэтому если вы ограничены в бюджете, то имеет смысл записать меньше материала, но качественно и с грамотным подходом, нежели пытаться делать большой альбом пытаясь сэкономить на каждом этапе. Экономия и качество — понятия противоположные. Если вы хотите записать хороший альбом, вам будут нужны деньги.

Нас часто спрашивают «сколько стоит записать альбом?» Ответ на этот вопрос зависит от множества факторов, и давать даже какие-то приблизительные оценки очень сложно. Но мы можем подробно разобрать ваш случай при личной встрече. Предварительное обсуждение будет, естественно, бесплатным. Напишите или позвоните нам, договоримся на удобное время.

3. Вам нужно время

Запись альбома — вещь длительная. Профессиональные музыканты и группы тратят на студийные сессии своих альбомов порядка месяца-двух, а затем еще более длительное время на сведение и доделки. Конечно же, начинающие музыканты не могут позволить себе такой роскоши. Тем не менее, если у вас будет возможность по дополнительному студийному времени (подкрепленная финансовой возможность из предыдущего пункта), это даст преимущества для конечного результата. Здесь следует повторить, что при наличии продюсера студийное время используется максимально эффективно, и вы успеете сделать больше за тот же промежуток времени.

4. Вам нужно быть подготовленными

В нашей статье Как записывают музыку мы уже говорили как важно приходить на запись подготовленными. Если записью альбома (сингла) управляет продюсер, он не позволит вам отправиться в студию без должной отрепетированности материала. В данном случае продюсер не просто экономит ваши деньги, он повышает качество вашей записи: лишь убедившись что материал и музыканты готовы к записи вы непосредственно приступаете к ней.

Ознакомьтесь с нашей статьей 3 секрета исполнительского мастерства и узнайте, на что необходимо обратить внимание для повышения своего исполнительского уровня.

ИТОГ: выполнение перечисленных правил позволит вам записать по настоящему классный и грамотный альбом. А мы с удовольствием вам в этом поможем.

Поделиться: